Ситуация в Волчанске: ​​​​​​​ВСУ на 60% контролируют город
Грядут увольнения, обжалования и каникулы ВСУ

Грядут увольнения, обжалования и каникулы ВСУ

Известно, что закон о судебной реформе официально вступит в силу с октября, тем не менее, НАБ заблокировало 30% переназначений судей. Верховный суд Украины собрался в отпуск с 18 июля, но решил обжаловать в КС новый закон о судоустройстве. Тем временем, глава государства утвердил реформирование системы исполнения судебных решений, а вот спикер Верховной Рады утверждает, что на этой неделе Рада должна закрыть все вопросы по увольнению судей.

Закон об изменениях в Конституцию Украины в части правосудия №1401-VIII вступит в силу через три месяца со дня, следующего за днем публикации документа. Закон был обнародован 29 июня в издании "Голос Украины".

Отметим, что положение, которое касается признания Украиной юрисдикции Международного уголовного суда (МУС), вступает в силу через три года – с 2019.

Так, согласно документу, за парламентом остается право выражать недоверие генеральному прокурору. Законом предусматривается исключить из Конституции Украины раздел VII "Прокуратура" в полном объеме, а приведенные в соответствии с международными и европейскими стандартами положения, определяющие юридический статус органов прокуратуры, включить в раздел VIII "Правосудие".

В частности, из перечня функций прокуратуры изъят ряд не свойственных (по европейским стандартам) ей функций, таких как: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (так называемый "общий надзор"); надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Как следствие предложенных изменений, органы прокуратуры получат широкие процессуальные возможности для гораздо более качественного выполнения свойственных прокуратуре функций - поддержания публичного обвинения в суде; процессуального руководства досудебным расследованием; решения в соответствии с законом иных вопросов во время уголовного производства; надзора за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.

Устанавливается, что судья КС может быть уволен только по решению КС не менее чем двумя третями от его конституционного состава. Предусматривается, что судья КС не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставление им выводов, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. Стоит подчеркнуть, что без согласия Конституционного Суда судья КС не может быть задержан или арестован, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Кроме того, предусматривается лишить парламент права давать согласие на арест судей. Так, согласно документу, на арест судьи требуется согласие Высшего совета правосудия - именно в этот орган глава государства предлагает превратить Высший совет юстиции.

Так, согласно документу, без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Также законом предусматривается лишить президента права создавать суды. Предусмотрена передача нардепам полномочий по созданию, ликвидации и реорганизации судов. Вместе с тем указано, что до введения нового административно-территориального устройства в соответствии с изменениями в Конституцию относительно децентрализации власти, но не более чем до 31 декабря 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет Президент.

НАБ заблокировало 30% переназначений судей. Об этом рассказал директор Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник во время круглого стола. "Фактически заблокировали 30% переназначений судей, но проблема сейчас не только в коррупции. Проблема еще и в том, что на судей сейчас происходит серьезное давление и не только путем предложений им взяток, но и физическое давление", - сообщил Сытник.

"После того, как мы начали расследования, как первые дела пошли в суд, после того, как пошли первые задержания, мы видим, что есть необходимость в создании специализированного подхода в расследовании тех дел, которые связаны с топ-коррупцией. Сама концепция антикоррупционного суда она заложена в закон, однако заложена недостаточно и в любом случае, чтобы реализовать намерения создания антикоррупционного суда необходимо вносить изменения в закон", - сообщил Сытник.

Верховный суд Украины уходит в отпуск с 18 июля. Об этом сообщил глава ведомства Ярослав Романюк во время брифинга. "С 18 июля Верховный Суд Украины уходит в отпуск... Если мы будем ходить в отпуск по очереди, один за другим, то мы просто парализуем осуществление правосудия", - сказал он.

Романюк сообщил, что на этот период суд не будет осуществлять правосудие, все поданные в это время иски будут накапливаться, и рассмотрят их уже после выхода судей из отпуска 30 августа.

Верховный суд готовит представление в Конституционный суд по некоторым нормам закона о судоустройстве и статусе судей и внесет его после вступления в силу данного закона. "Да, мы будем готовить конституционное представление. Мы уже приступили к этой работе и уже готовим конституционное представление", – сказал он.

Он напомнил, что предметом ревизии относительно соответствия Основному закону может быть только действующий закон, а этот еще не вступил в силу.

Кроме того, глава Верховного суда пояснил, что давать оценку соответствия данного закона Конституции нужно после вступления в силу изменений в Конституцию в части правосудия, с которыми и увязан данный закон.

Романюк отметил, что конституционный статус Верховного суда не изменился согласно принятым изменениям в Конституцию.

"Он как был, так и остается наивысшим судебным учреждением нашего государства. Потому такие изменения в Конституцию не могут быть основанием для принятия на уровне закона решения о наличии правовых оснований для ликвидации Верховного суда. По нашему мнению, это не является ликвидацией по сути, а это реорганизация", – сказал он.

Вместе с тем он допустил, что законодатель может устранить такое упущение и изменить в законе о судоустройстве и статусе судей и при замене термина "ликвидация" на "организацию".

Как известно, 2 июня Верховная Рада окончательно утвердила закон о внесении изменения в Конституцию относительно правосудия. В тот же день Рада также приняла новую редакцию закона о судоустройстве и статусе судей, который должен имплементировать конституционные изменения.

Им ликвидированы Высший специальный суд, Высший хозяйственный суд и Высший административный суд, а также предусмотрено создание Высшего антикоррупционного суда, Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности и местных окружных судов вместо районных.

Кроме того, этим законом увеличен должностной оклад судей Верховного Суда с 13 до 75 минимальных зарплат с 1 января 2017 года.

Президент Петр Порошенко подписал законы "Об исполнительном производстве" и "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов". Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

Указано, что эти законы направлены на повышение эффективности деятельности органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение решений и обеспечения надлежащей реализации завершающей стадии судебного рассмотрения. "Законы предусматривают внедрение смешанной системы исполнения судебных решений путем модернизации службы государственных исполнителей и введение института частных исполнителей, который является новеллой в украинском законодательстве", - говорится в сообщении.

Сообщается, что закон "Об исполнительном производстве" вводит автоматизацию процедур выполнения решений путем электронной регистрации документов, полного фиксирования процессуальных решений и исполнительных действий в автоматизированной системе, оптимизирует сроки проведения исполнительных действий, детально регулирует вопросы ответственности должника в исполнительном производстве и определяет перечень вопросов, которые не могут выполняться частными исполнителями

Кроме того, внедряется институт судебного контроля за выполнением решений, "что обеспечит полноценную реализацию лица права на справедливый суд, поскольку выполнение судебного решения является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, предусмотренного статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод".

На этой пленарной неделе Верховная Рада должна выделить полдня на закрытие всех вопросов, касающихся увольнения судей. Об этом во время заседания согласительного совета руководителей фракций и председателей комитетов ВРУ заявил спикер Андрей Парубий. "Мы, как и договаривались с Русланом Князевичем, на этой неделе, как только будет готовность вопроса, полдня выделим на то, чтобы мы закрыли все вопросы, все долги, которые у нас есть по судьям", - заявил Парубий, отметив, что самое важное в соответствующем вопросе - совместное общее понимание.

"Еще есть целый ряд судей, которые нуждаются в увольнении, - это и два судьи Конституционного суда, это и судьи, поданные за нарушение присяги", - отметил Парубий.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK