Поиски президента Ирана: есть двое выживших
The Economist и The Financial Times вспомнили об Украине

The Economist и The Financial Times вспомнили об Украине

Авторитетные зарубежные издания довольно часто публикуют об Украине весьма компрометирующие статьи, где открыто критикуют как действующую, так и предыдущую власти. И вот появилась очередная порция критики. Так, редакция приводит целых две статьи изданий The Economist, в которой говорится о том, что Украина пытается взять судьбу в собственные руки, и The Financial Times, в которой сообщается, что Украина не может побороть массовую коррупцию в энергосекторе.

От Киева пребуют проведения выборов на захваченных территориях Донецкой и Луганской областей. А украинская сторона отказывается это делать, пока в зоне конфликта не перестанут стрелять, а наблюдатели ОБСЕ не получат полный доступ. В Берлине решили, что позволят миссии ОБСЕ зайти в зону конфликта. Президент Украины Петр Порошенко сказал, что это откроет путь для выборов. "Так может появиться подконтрольный Москве регион внутри Украины, который можно использовать для блокирования правительственных реформ и международных соглашений, которые заключает правительство в Киеве, а также для подрыва целостности Украины без прямого военного вмешательства", - говорится в статье.

Украина остается в центре российского конфликта с Западом. Запад хочет показать, что либеральная демократия может добиться успеха в стране, которая была сердцем бывшей советской империи. Но пока Россия и Запад борются за Украину, внутри страны происходят события, которые определяют ее будущее. Через два года после Майдана Украина застряла в серой зоне между "полуреформами" и "полувойной". Несмотря на то, что страна держится лучше, чем многие думали, она до сих пор не превратилась в современное национальное государство. Как прокомментировала журналист Юлия Мостовая, после революции власть получили не политики новой генерации, а те, "кто был ближе всех к правительственным стульям, когда музыка прекратила играть".

Молодые украинцы разочарованы способностью власти выполнить обещания, но они также не могут сформировать политическую силу, которая была бы достаточно сильной, чтобы бросить вызов правительству. Одна из причин, которая создала такое положение, - это война, которая позволила властям объединить страну без проведения реформ. Телевизионные эфиры заполнены кадрами жестоких боев на войне, которая стоила жизни уже 10 тысячам людей, а волонтеры продолжают обеспечивать украинских солдат едой и одеждой. Однако, как сказал один из украинских обозревателей, худшее, что может произойти со страной – это возвращение разрушенного Донбасса под контроль Киева. У Украины нет ни денег, ни государственных институтов для реинтеграции.

Западные страны заставили Украину не сопротивляться, когда Россия вторглась в Крым, а Порошенко так и не назвал конфликт войной. Но война стала большим делом по обе стороны границы. Коррупция как в Украине, так и в России настолько вездесущая, что ее лучше назвать захватом целой страны олигархами. Согласно данным, не менее 30 предприятий оборонпрома перечисляли государственные деньги фиктивным фирмам в качестве "платы" за несуществующее оборудование. Некоторые проукраинские боевые отряды, которые никому не подчиняются, начинают терять терпение из-за коррупции и отсутствия реформ.

Издание пишет, что вместо того, чтобы развернуть широкомасштабную войну против взяточничества, украинские прокуроры преследуют журналистов, активистов и проевропейских депутатов. "Цель кампании в том, чтобы дискредитировать нас, показать, что все в Украине одинаковые и любой, кто борется с коррупцией сам коррумпирован", - сказал изданию депутат Мустафа Найем. Благодаря помощи западных доноров в Украине появились новые антикоррупционные ведомства, такие как НАБУ. Но они застряли в борьбе против старой гвардии. Генпрокурор Юрий Луценко пытается ограничить силу НАБУ.

Франсис Малиж из ЕБРР отмечает значительный прогресс в банковском и энергетическом секторах. Но ключевые тесты, такие как приватизация государственных предприятий, все еще не пройдены. В энергетике коррумпированные посредники между российским "Газпромом" и украинским "Нафтогазом" наконец исчезли.

ЕБРР и ЕС запустили программу реформирования системы государственного управления, наняв десятки молодых украинцев, чтобы создать новых юристов для государственных учреждений и ключевых министерств. Но этот процесс займет годы. То, что Украине нужно наиболее остро, - это лидер с видением и политической волей.

История массовой коррупции в украинском энергетическом секторе очень хорошо известна: миллиарды долларов ежегодно уходят в партийные экстренные резервы и на различные политические цели. До тех пор, пока эта проблема в энергетическом секторе не будет решена, страна так и останется уязвимой перед лицом угроз извне. Об этом пишет Financial Times.

Энергетический сектор Украины также весьма важен для соседей страны. Украина продолжит поставлять почти половину объема российского газа в Европу до тех пор, пока в обход не будут построены два дополнительных трубопровода – "Северный поток – 2" и "Турецкий поток". Россия настойчиво строит эти трубопроводы и использует транзитные соглашения, чтобы скомпрометировать украинских лидеров и показать Европе, что Украина – ненадежный партнер в плане транзита.

Следовательно, этот сектор является индикатором прогресса в экономических реформах, за которыми пристально следят как сами украинцы, так и международные наблюдатели. К сожалению, спустя два с половиной года после "Евромайдана" энергетический сектор Украины все еще страдает от отсутствия рыночной конкуренции и прозрачного регулирования.

Новое правительство, во главе которого стоит Владимир Гройсман, нужно похвалить за то, что первым делом весной этого года оно уравняло внутренние цены на газ. Впрочем, газовые субсидии – не единственная область украинской энергетики, где процветает коррупция. Введение молодых украинцев, получивших образование на Западе, и иностранцев в управление государственных энергетических компаний будет эффективным только тогда, когда управление корпорациями действительно улучшится, а сферы закупок и трансфертного ценообразования станут прозрачными.

Утверждается, что реверсивные поставки российского газа из Европы каким-то образом предлагают долгосрочное решение проблемы. Безусловно, они полезны перед лицом российской агрессии и упрямства в переговорах в случае перенасыщения газового рынка. Однако, реверсивные поставки ничего не будут значить, если Россия и впрямь прекратит поставки через Украину. Более того, ценность украинской системы газового транзита зависит от нормализации ее отношений с "Газпромом". Весьма рискованно со стороны Киева таскать "Газпром" по международным арбитражным судам и угрожать ему повышением тарифов.

Для Украины долгосрочным решением станет улучшение эффективности энергетики и условий для инвестирования в эту сферу. Даже если принять на веру наличие политической воли для проведения реформ, у Киева не хватает финансов эффективно претворить их в жизнь.

Западным властям и международным финансовым институтам придется предложить Киеву более внушительные кнуты и пряники, чем раньше. Пока что экономическую помощь нации, ведущей войну, можно назвать скудной. Впрочем, есть и хорошая новость: в отличие от других коррумпированных секторов – образования и здравоохранения – реформа в энергетическом секторе легко окупится. Она улучшит экономическую конкурентоспособность страны и создаст ресурсы и стимул для реформы всей системы.

Однако, в настоящее время не существует согласованного плана по реформе энергетического сектора. Им должна заняться команда украинцев с помощью международных экспертов. Что более важно, этот план нужно представить украинскому народу и заручиться его поддержкой в лице его избранных представителей в Раде.

Запад должен помочь Украине с проведением энергетической реформы, но при определенных условиях. В противном случае украинские власти имеют привычку стравливать доноров для разрешения внутренних политических конфликтов. Поощрение неадекватного поведения украинских властей только обострит кризис, как это слишком часто случалось в прошлом.

Напомним американское интернет-издание The Huffington Post детально разложило по полочкам, почему Европейский союз отложил помощь Украине. Оказывается, одна из главных причин - дело главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой, точнее ее причастность к отмыванию средств окружения экс-президента Виктора Януковича с помощью ICU "Инвестиционного капитала Украины". И бездеятельность нашей власти в этом вопросе вызвала крайнее недовольство Европы...

Американское издание Foreign Affairs размышляет над судьбой Украины в последующие 25 лет. Автор Александр Мотыль указывает, что украинское руководство должно выработать путеводный список основных принципов развития страны, в противном случае Украина может не увидеть 50-й годовщины своей независимости. Другими словами, Украина должна стать самым настоящим экономическим тигром.

Видимо, на фоне вялой борьбы с коррупцией в Украине, кредиторы положили глаз на проблему с организованными преступными группировками в стране. Так, в статье авторитетного зарубежного издания Bloomberg говорится о том, что новой страницей в "справочнике" для кредиторов в Украине становится борьба с ОПГ.

В глазах американцев деятельность правительства премьер-министра Владимира Гройсмана по сравнению с периодом предыдущего правительства Арсения Яценюка кажется застоем. Высокопоставленные чиновники США хорошо прослеживают бутафорию, которой отчасти украинская власть пытается прикрыть свои промахи. Тем не менее, они все еще ждут от наших высокопоставленных чиновников реальных реформ и реальной борьбы с коррупцией. В любом случае это очередной звоночек, что терпение у наших американских коллег не безгранично – за разочарованием последует прощание в виде прекращения такого важного для Украины сотрудничества…

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK